Как только пригрело солнышко, на дорогах появились мотоциклисты. Что же нужно для того, чтобы двух- и четырехколесные машины не мешали друг другу?
Многие водители воспринимают мотоциклистов как досадную помеху с непредсказуемым поведением. В то же время мотоциклисты нередко вполне обоснованно утверждают, что конфликтные ситуации на дорогах возникают по вине автомобилистов. Чтобы избежать подобных споров, необходимоучитывать некоторые особенности вождения мотоциклов.
Привычки мотоциклистов
Моторы скутеров с рабочим объемом до 50 см куб. позволяют достаточно динамично передвигаться в городском потоке, а водительское удостоверение седокам не требуется, и многие «скутеристы» не соблюдают Правила дорожного движения. Чаще всего на скутере двигаются в правой полосе, пробираясь между автомобилем и тротуаром, поэтому при повороте направо обязательно взгляните в правое зеркало, чтобы убедиться, что рядом с вами никто не собирается стартовать.
У водителей спортбайков свои привычки. Огромный запас мощности, великолепная управляемость и хорошие тормозные свойства делают эту «ракету на колесах» вполне безопасной на дороге, но… только в умелых руках! Если за рулем начинающий, он может буквально на ровном месте создать критическую ситуацию. Эти мотоциклисты в ожидании свободного окна для обгона пристраиваются в хвост автомобилю и нередко оказываются в мертвой зоне обзора автомобилиста. Поэтому их резкий старт оказывается полной неожиданностью для водителя автомобиля. Кроме того, переоценивший свои возможности мотоциклист может выскочить с второстепенной дороги перед машиной, идущей по главной.
Среди наиболее безопасных для соседей на дороге – владельцы «чопперов» и туристических мотоциклов (больших, комфортабельных и дорогих машин). Мельтешить на них просто неприлично, а их хозяева – в основном солидные люди, достигшие определенного положения и уже вышедшие из юношеского возраста.
«Классические» мотоциклы в Украине – это относительно новые импортные машины или раритетные «Явы», «Ижи» и другие модели «советского» периода. С точки зрения автомобилиста, эта «классика» – один из наименее предсказуемых вариантов. На ней могут ездить как вполне здравомыслящие люди, так и «юные техники», впервые выехавшие на дорогу.
Существует ряд внешних признаков, которые должны настораживать. Один из них – это подросток за рулем. В этом случае могут сочетаться недостаток опыта, ума и силы – «юниор» может неожиданно повернуть, затормозить или упасть. Лучше его пропустить.
Следующий признак – отсутствие защитного шлема, особенно у водителя быстроходного мотоцикла. Маловероятно, что такой мотоциклист будет ехать спокойно, особенно если на сиденье за «пилотом» еще и молодая девушка.
Что нужно учесть?
У автомобиля есть преимущество – четыре колеса, а не два, как у мотоцикла. Поэтому будьте снисходительны к мотоциклистам и помогайте им.
У мотоциклиста по сравнению с водителем легкового авто обзорность назад хуже. Зеркала заднего вида небольшие по размерам и могут довольно сильно вибрировать. Опытные байкеры контролируют ситуацию, поворачивая голову и бросая «невооруженный» взгляд назад. Если же мотоциклист едет без шлема и защитных очков, на высокой скорости он хуже видит не только дорогу позади себя, но и все то, что впереди, так как встречный поток воздуха раздражает слизистую оболочку глаз. По этой причине он может действительно не заметить вашу машину.
Хотя мотоциклисты обычно тормозят плавно, лучше быть готовым к резкому замедлению и соблюдать до них такую же дистанцию, как до автомобилей.
Мотоциклы менее устойчивы на скользкой дороге, причем одинаково вероятен как занос заднего колеса, так и снос переднего. Мощные байки при резком добавлении газа могут выйти из-под контроля седока, поэтому, услышав звон мотора, раскрученного до 12–14 тыс. об/мин., будьте готовы к возможному старту на заднем колесе или заносу, а в некоторых случаях – и падению мотоцикла.
Мотоциклисты менее автомобилей заметны на дороге. Учитывая их быстрые перестроения и езду между машинами, движущимися по соседним полосам, вполне вероятно появление «НЛО» в виде «выстрелившего» из-за вашего автомобиля спортбайка. В этом случае для вас главное – не менять полосу движения. Продолжайте ехать по прямой, чтобы дать мотоциклисту возможность закончить обгон.
Наконец, мотоциклист защищен от удара только одеждой. Хотя есть уже «аппараты» с подушкой безопасности, но все же нет кузова, сминаемых зон и других средств защиты, привычных для водителя автомобиля, поэтому столкновения мотоциклов с препятствиями обычно имеют тяжелые последствия. Никогда не подрезайте мотоциклистов и не провоцируйте ситуации, которые могут закончиться их падением!
Контролируйте ситуацию позади своей машины, а также справа, двигаясь в правом ряду. Объезжая или обгоняя мотоцикл, оставляйте достаточный боковой интервал, так как поток воздуха от движущейся машины достаточно чувствителен для мотоциклиста. Соблюдайте особую осторожность на мокрой и скользкой дороге, не забывайте, что вовремя остановиться в таких условиях мотоциклисту сложнее.
Если мотоцикл едет посередине полосы, не пытайтесь занять место рядом с ним, продолжайте движение сзади, как за обычным автомобилем. А мотоциклистам можно посоветовать выполнять рекомендации их опытных коллег, изложенные выше.
Мнения водителей автомобилей
Виктор Деркач, водитель. Ездит на Peugeot Partner, стаж – 28 лет.
Раздражают попытки мотоциклистов, скутеристов и велосипедистов протиснуться в любую щель между машинами. Иногда такие торопыги ломают зеркала или царапают кузов автомобиля, а привлечь их к ответственности практически невозможно. Многие мотоциклисты слишком рано садятся за руль мощных машин, не научившись толком управлять и легкими моделями. Но и попытки коллег-автомобилистов буквально выдавливать двухколесные машины с дороги тоже не вызывают восторга. Нужно все же уважать друг друга независимо от того, кто и на чем едет.
Людмила Сапига, ответственный редактор еженедельника «Автоцентр». Ездит на Hyundai Accent, стаж – 6 лет.
Для многих мотоциклистов закон не писан – и это печально. Кое-кто из них выскакивает, как черт из табакерки, виляет между рядами, пытаясь обогнать всех и вся. Понятно, что таким преимуществом в пробке хочется покичиться, но нужно помнить о других участниках движения – тем самым вы создаете для них не только неудобства, но порой и аварийные ситуации. Особенно опасны такие лихачи в сумерки, если они еще и в темной одежде, без надлежащих осветительных приборов. Выделяться в потоке следует не манерой езды, а яркими куртками и включенными фарами – так будет безопаснее для всех.
Мнение водителя мотоцикла
Сергей Суховский, ездит на Daelim E-Five и Honda Transalp 650, за рулем 11 лет.
К сожалению, водители практически не замечают скутеристов. Иногда кажется, что при выполнении маневра в зеркала они смотрят только для того, чтобы удостовериться: «КАМАЗов» поблизости нет. Но настоящий бич двухколесного транспорта – таксисты и особенно маршруточники. Стоит голосующему поднять руку, как они буквально пикируют к своей жертве, даже с левой полосы. И если среднестатистический водитель при «подрезании» изо всех сил тормозит, то для скутериста-мотоциклиста подобный маневр наверняка закончится или падением, или полетом через руль. Причем в случае аварии сожаление выражают редко: мол, как же их увидеть, они же гоняют как угорелые?! Поэтому не стесняйтесь привлекать к себе внимание: надевайте яркие куртки со светоотражающими элементами, включайте ближний-дальний свет даже ясным днем. Наличие шлема вообще не обсуждается: одно-единственное падение – и катать будут уже вас! А водителям хотелось бы напомнить, что мотоциклист – полноправный участник дорожного движения, но куда менее защищенный.
Мнения водителей мотоциклов и автомобилей
Виктор Петренко, ездит на Harley Davidson, Honda Gold Wind, Yamaha Enduro Cross, Audi Q7, стаж – 32 года.
Водителям автомобилей желательно всегда уступать дорогу мотоциклам. Чаще нужно смотреть в зеркала заднего вида: мотоциклисты двигаются с включенным светом, разгоняются и едут значительно быстрее автомобилей. Не стоит подъезжать близко к ним на светофоре, ведь их ноги – на проезжей части.
Трогаться с места, особенно водителям грузовиков и автобусов, нужно после мотоциклистов – им нужно балансировать во время старта. Нельзя резко маневрировать при встречных разъездах и обгонах мотоциклов, так как при экстренном торможении мотоцикл может «переставить» на дороге, особенно если асфальт мокрый. Не провоцируйте гонки на дороге!
Байкерам же сначала нужно учиться падать, а не водить мотоцикл, понимать принцип его движения и технику разгонов, торможений и маневрирования, учить Правила дорожного движения. Важно не садиться сразу на мощные мотоциклы. Нельзя ездить без специальной одежды, защитного шлема и перчаток. В случае падения мотоцикла нужно не «цепляться» за него, а всегда падать отдельно, группируясь в кувырке, чтобы не получить переломов.
Александр Ткаченко, директор автосалона. Ездит на Honda Gold Wing и Nissan Murano, стаж – 14 лет.
Нам нужно брать пример с европейских стран. Мотоциклист в Европе не только полноправный участник дорожного движения. Водители автомобилей предоставляют ему ряд преимуществ, учитывая особенности вождения двухколесных машин. Например, в комбинезоне сложно долго стоять на месте, особенно в жару, у мотоцикла нет кондиционера, даже покурить нельзя. Поэтому автомобилисты пропускают мотоциклистов вперед, чтобы дать возможность получить хоть какой-то обдув встречным ветром.
Начинающим украинским байкерам хотелось бы посоветовать: не злоупотребляйте скоростью в городе и на плохих дорогах, это опасно. Не поддавайтесь на приглашения погоняться. Учтите, что на скорости выше 140 км/ч вы будете видеть только дорогу перед собой и ничего – по сторонам. А если очень хочется поездить быстро, нужно выезжать на те дороги, которые позволяют развивать хорошую скорость, либо отправиться в зарубежное путешествие. В то же время от автомобилистов хотелось бы нормального уважительного отношения. Те из мотоциклистов, которые время от времени пересаживаются за руль авто, ездят на автомобилях намного безопаснее других водителей.
Источник:
Александр Ландарь
Практические советы
журнала "Автоцентр"