Советы при оформлении ДТП

Дефекты дорожного покрытия условно можно разделить на несколько категорий:

1. выбоины, ямы, неглубокие канавки на асфальтированных или бетонных дорогах;
2. неровная дорога (волнообразное покрытие);
3. дефекты, связанные с проведением ремонтных работ (дорога, залитая битумом; дорога, засыпанная гравием и т. д.);
4. дефекты, связанные с нарушениями в проектировании и строительстве (неправильный уклон или профиль проезжей части; неработающая «ливневка» и т.д.).

Несмотря на разнородность дефектов, последствия при движении транспортного средства по дефектной проезжей части обычно одни и те же: внезапное ухудшение управляемости автомобиля, повреждение деталей подвески. В некоторых случаях внезапная потеря управляемости приводит к дорожно-транспортному происшествию.

Ситуации, когда водитель не может своевременно обнаружить дефект проезжей части, возможны и в других случаях, например, при движении ночью или в условиях ограниченной видимости.

Что же делать, если дорога огорчила?

Во-первых, при оформлении происшествия сотрудниками милиции необходимо убедиться, что в протоколе осмотра места происшествия отражены следы движения транспортного средства и состояние проезжей части. Дефект проезжей части необходимо не только упомянуть, но и дать его координаты относительно каких-либо постоянных ориентиров, например, километрового знака, дорожного знака и т.д. Кроме того, данный дефект должен быть сориентирован относительно траектории движения транспортного средства.

Во-вторых, следует указать в данном протоколе о наличии или отсутствии дорожных знаков, предупреждающих об опасности; указать расстояние от места установки таких знаков (если они есть) до места расположения дорожного дефекта.

В-третьих, необходимо проследить, чтобы во время следствия или дознания при назначении автотехнической экспертизы или автотехнического исследования в постановлении были отражены все факты, связанные с дорожным дефектом.

Доказать «вину дороги» можно только при полном и правильном документировании всех следов происшествия и дорожных условий. В зависимости от тяжести последствий ДТП, к административной (по ст. 140 КоАП Украины) или уголовной (по ст. 288 УК Украины) ответственности будут привлечены должностные лица, отвечающие за исправное состояние дороги. Материальные и моральные претензии к виновным в данной ситуации предъявляются путем подачи искового заявления как самостоятельно, так и в рамках уголовного дела. Подача иска в уголовном процессе освобождается от оплаты государственной пошлины

Оказавшись участниками дорожно-транспортного происшествия, многие водители впадают в растерянность и теряют контроль над происходящим. Между тем, именно первые действия на месте ДТП, связанные с первоначальным оформлением документов, имеют важнейшее значение для объективного и правильного рассмотрения всех обстоятельств происшествия в дальнейшем

Попав в дорожные неприятности, каждый из нас особенно остро ощущает главную проблему революционеров – что делать ?

Грамотные действия на первоначальном этапе оформления дорожно-транспортного происшествия являются своеобразной гарантией Ваших интересов при последующем разбирательстве. Уникальность этого этапа заключается в том, что каким-либо образом достоверно восстановить информацию, имеющую отношение к осмотру места происшествия и не отраженную документально, в дальнейшем практически невозможно. Между тем, именно анализ следов происшествия позволяет специалистам получить объективное представление о его механизме, что имеет решающее значение при определении виновности того или иного участника ДТП.

Прибывшие на место происшествия сотрудники милиции обязаны не только опросить всех участников и очевидцев, но и составить протокол осмотра места происшествия, приложив к нему схему, а также протоколы осмотра транспортных средств, с указанием полученных ими технических повреждений.

Подводных камней здесь несколько. Во-первых, при производстве осмотра и проведении замеров должны присутствовать не только понятые, приглашенные сотрудниками милиции, но и участники дорожно-транспортного происшествия. Свое согласие или несогласие с какими-либо действиями милиционеров во время осмотра они имеют право письменно изложить в соответствующем протоколе осмотра. На практике чаще бывает так, что водитель, находящийся в состоянии шока после аварии, пассивно сидит в своей или милицейской машине и по окончании всех действий механически подписывает протоколы, даже не вникая в суть подписанного. Исходя из опыта защиты клиентов по «дорожным» делам, можно совершенно однозначно утверждать, что почти девяносто процентов протоколов осмотра места происшествия страдают, мягко говоря, неполнотой.

В соответствии с «Инструкцией по организации производства в делах про административные нарушения правил, норм и стандартов, что касаются обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденной приказом МВД Украины от 25 февраля 1994 г . № 91, на схеме к протоколу осмотра места происшествия должны быть указаны и зафиксированы относительно постоянных ориентиров все следы и иные предметы, имеющие отношение к происшествию: обломки кузова, осыпь грунта из-под колесных ниш, осколки стекла, частички краски, разлившиеся технические жидкости и горюче-смазочные материалы. Естественно, должны быть зафиксированы следы торможения, причем следует учитывать, что длина видимого следа торможения с течением времени уменьшается и к моменту прибытия сотрудников милиции может быть меньше, чем была сразу после происшествия. Отражается также участок дороги, где произошло событие. При этом отмечается дорожная разметка, средства организации движения, уклон дороги, состояние и вид покрытия, ширина проезжей части и всех элементов дороги. На практике, вместо всей этой информации схема обычно содержит только изображение участка, где произошло ДТП, и обозначение мест, где располагались транспортные средства после аварии. Поэтому первоочередной задачей водителя является активное участие в ходе осмотра и настойчивость в общении с сотрудниками милиции в том случае, если они по каким-то причинам не фиксируют все следы и предметы, относящиеся к ДТП, в полном объеме.

Во-вторых, следует достаточно серьезно отнестись к тому объяснению, которое будет отбираться у водителя в письменной форме милиционерами. Если Вы находитесь в данный момент в состоянии душевного волнения после пережитого стресса, будет лучше перенести разговор на более позднее время. В любом случае, не стоит по горячим следам делать категоричные выводы о своей виновности и подписываться под ними. Само объяснение, составленное на месте ДТП, может быть предельно коротким. Достаточно указать, что Вы действительно управляли автомобилем и двигались по данной улице в данном направлении. Подробно побеседовать об обстоятельствах происшествия Вы сможете позже с дознавателем.

В-третьих, не полагайтесь целиком на расторопность сотрудников ГАИ в вопросах выявления очевидцев происшествия. Очень часто в материалах ДТП, совершенных в местах большого скопления людей, какие-либо данные о возможных свидетелях отсутствуют. Учитывая большую ценность свидетельских показаний и мизерные шансы отыскать очевидца спустя некоторое время после аварии, необходимо позаботиться о себе самому. Самым простым вариантом является составление списка номеров автомобилей, проезжавших мимо в момент аварии и непосредственно после нее. Бывает и так, что кто-то сам подходит к милиционерам и говорит, что видел аварию. В горячке оформления документов про этого человека могут просто забыть, поэтому водителю стоит самостоятельно записать имя и адрес, оставив эти данные у себя.

Еще один подвох кроется в возможности договориться на месте происшествия с другим участником и уладить все вопросы без ГАИ. Идея достаточно привлекательна, но нужно иметь в виду, что, во-первых, решив заплатить деньги за причиненный Вами вред, Вы должны быть абсолютно уверены, что именно Ваши действия послужили причиной ДТП, а, во-вторых, если деньги будут платить Вам, то должны быть какие-то гарантии, что с Вами расплатятся. Одним из вариантов таких гарантий может быть составление водителями схемы происшествия, из которой однозначно следует, кто виноват в данной ситуации, и какая сумма подлежит выплате в качестве компенсации.

Во время ремонта подержанного автомобиля зачастую бывает дешевле купить бывший в употреблении, но еще «живой» двигатель вместо капитального ремонта штатного двигателя. По украинским правилам номер двигателя в регистрационных документах не указывается.

После внесения изменений в инструкцию о порядке регистрации транспортных средств, связанных с порядком регистрации номерных агрегатов, на рынке бывших в употреблении запасных частей наблюдалось заметное оживление. Фактически единственной номерной составляющей автомобиля остался кузов. Практический эффект данного законодательного изменения оценили все: владельцу подержанной иномарки оказалось проще поставить на автомобиль бывший в употреблении, но еще «живой» двигатель с другой машины, а не ремонтировать свой старый мотор; у продавцов, распродающих подержанные автомобили по запчастям, появилась возможность легально реализовывать один из самых дорогостоящих агрегатов; золотые дни наступили и для «специалистов» по угнанным автомашинам. Вместе с тем, вопреки широко распространенному мнению, отсутствие номера двигателя в свидетельстве о регистрации транспортного средства вовсе не означает полной анархии и вседозволенности. Периодически происходят ситуации, когда вполне законопослушный гражданин, заменивший «по случаю» двигатель своего железного коня, вместе с новым силовым агрегатом приобретает и целый клубок проблем. Как правило, возникают эти проблемы при прохождении технического осмотра или при перепродаже машины.

Первое, на что следует обратить внимание, большое разнообразие двигателей, которыми комплектуются современные автомобили. Одна и та же модель может оснащаться двигателями не только разного объема, но и отличающимися друг от друга технически. Различия касаются не только каких-то глобальных моментов, например, двигатель бензиновый или дизельный, но и количества клапанов на цилиндр, способа подачи топливной смеси в цилиндры и многого другого. Техническую сторону данной проблемы обычно решают в момент покупки, проверяя, будет ли стыковаться новый двигатель со старой коробкой передач и подойдет ли по креплениям навесное оборудование. Юридическая сторона вопроса заключается в том, что зачастую новый двигатель отличается от старого не только по техническим характеристикам, но и внешним видом, а также маркировкой. Учитывая, что практически все регистрационно-экзаменационные подразделения ГАИ имеют доступ к базам данных по автомобилям как отечественного, так и иностранного производства, у владельца переоборудованного автомобиля возникают проблемы, как только автомобиль попадает в поле зрения специалиста. Поэтому если Вы решили установить на свой автомобиль двигатель, отличающийся от того, который был установлен ранее, необходимо согласовать свои действия с Госавтоинспекцией. Кстати, серьезное отношение к переоборудованию вызвано среди прочих причин и тем, что на подавляющем большинстве импортных автомобилей тип и объем двигателя имеют прямую связь с конструкцией и настройками подвески и ходовой части.

Второй важный момент касается родословной приобретаемого мотора. Почти все поставляемые на автомобили двигатели имеют заводской номер и заводскую маркировку. Если биография двигателя чиста, продавцу нет смысла уничтожать эти данные. Кроме того, зная номер двигателя, вполне реально проверить, нет ли за ним криминального следа. Подобные проверки проводятся как силами ГАИ, так и в различных коммерческих организациях – товарных биржах, частных экспертных учреждениях, на автомобильных рынках. В соответствии с действующим законодательством Украины, лицо, купившее краденую вещь по незнанию и без умысла на приобретение краденого товара, к уголовной ответственности привлечено не будет, но краденый двигатель изымут и вернут законному владельцу. Поэтому абсолютно не лишней мерой предосторожности является проверка перед покупкой двигателя по его номеру.

Достаточно часто предлагаемый на продажу двигатель номера не имеет. В большинстве случаев, номер двигателя заботливо удален продавцом. К огорчению последних, должен отметить, что современные методы экспертного исследования позволяют во многих случаях определить номер даже после того, как визуально он устранен. Не вдаваясь в технические подробности, замечу только, что возможность восстановления номера двигателя прямо зависит от способа, которым этот номер удаляли.

Подводя итоги всему изложенному, хочется дать потенциальным покупателям следующий совет: если замена двигателя стала необходимой, во-первых, постарайтесь заменить его на полностью аналогичный агрегат, во-вторых, перед покупкой нового двигателя проконсультируйтесь не только с мотористом, но и экспертом, который поможет отбросить все криминальные предложения.

См. также:
Маневрирование при уходе от ДТП - правовые аспекты
Превышение сорости движения - комментарий юриста
Освидетельствование на алкогольное опяьянение - комментарий юриста
Советы юриста по поведению при ДТП
Дорожні пригоди - поради адвоката
Создание аварийной обстановки - защита от ложных обвинений

Новости мотострингеров


Банковские истории ® Банковские истории ®
http://bank-stories.blogspot.com/
Карта путешественника ®Карта путешественника ®
http://russo-tourism.blogspot.com/
Всё про Киев, маршруты, достопримечательностиВсе про Киев (Киев-Weekend):
http://kiyv.blogspot.com/
Weapon & Security, Оружие и безопасность, МКПС, ICPSОружие & Безопасность ®
http://psm-r.blogspot.com/

Как Вы считаете, для того чтобы безаварийно ездить, важнее всего: