Консультант: Константин Скипор, генеральный директор Автоакадемии водительского мастерства
На спидометре одна или две тысячи километров. Именно этими расстояниями измеряется ваш водительский стаж? А вопросов, возникающих в той или иной дорожной ситуации, больше, чем ответов? Не беда! Мы собрали самые популярные из них и обратились к специалисту.
Держи дистанцию
За сколько метров до едущего впереди автомобиля нужно тормозить, если он начинает останавливаться?
Если попытаться проанализировать процесс снижения скорости до полной остановки, можно выделить несколько временных интервалов. Первый – это время реакции водителя от момента осознания необходимости остановиться до нажатия на педаль тормоза t1. У среднестатистического человека время реакции составляет от 3/4 до 1 секунды. За это время автомобиль, который двигается со скоростью 90 км/ч, проедет от 19 до 25 метров. Второй временной отрезок – период срабатывания тормозной системы t2. Данный фактор во многом зависит от конструкции автомобиля, но в среднем за эти доли секунды автомобиль проезжает приблизительно один-два метра. Третий отрезок – время непосредственного снижения скорости t3. Его называют тормозным путем. В среднем, уменьшая скорость с 90 до 0 км/ч, автомобиль проезжает 70 метров. Но это в среднем. На величину тормозного пути влияют дорожное покрытие, состояние колес, водительское мастерство, техническая исправность тормозной системы, конструкция, характеристики и загрузка автомобиля. Соответственно, наши рекомендации таковы: как только загораются тормозные сигналы у едущего впереди автомобиля, нужно сразу же перенести ногу с педали газа на педаль тормоза. Этим вы сократите время реакции. Кстати, чтобы предвидеть ситуацию, старайтесь смотреть не только на стоп-сигналы едущего непосредственно перед вами впереди авто, но и трех-пяти передних машин, и начинайте тормозить, когда загораются их стоп-сигналы.
Если «подрезают»
Что делать, если автомобиль, меняя ряд, вытесняет вас с вашей полосы?
Если вы не уверены, что тот ряд, в который вас вытесняют, свободен, ни в коем случае не занимайте его. В такой ситуации, пожалуй, самое правильное – снизить скорость и пропустить маневрирующий автомобиль, даже если его водитель ведет себя, мягко говоря, некорректно. Но подобная ситуация возникает не всегда по причине невоспитанности водителя. В такой машине может произойти поломка ходовой, рулевого управления, лопнуть колесо. И самому водителю просто может стать плохо. Все это стоит учесть, прежде чем нервничать из-за непредсказуемого перемещения другого автомобиля по полосам.
Настраиваем зеркала
Как правильно настроить зеркала заднего вида?
Во-первых, взгляд с водительского места в боковое зеркало должен обязательно обеспечить видимость боковины собственного автомобиля, чтобы иметь четкую привязку других участников движения относительно вашей машины. Но это отражение должно занимать в зеркале не более двух сантиметров, иначе угол обзора получится очень ограниченным. Условная линия горизонта должна находиться чуть ниже середины зеркала. Салонное зеркало отрегулировано правильно, если его центр приблизительно совпадает с центром видимости в заднем стекле.
Для проверки настройки всех зеркал попросите кого-нибудь обойти автомобиль вокруг на расстоянии приблизительно двух метров, а сами сопровождайте такой обход взглядом в зеркала. Если отражение помощника, пропав в одном из боковых зеркал, сразу же появилось в салонном зеркале (и наоборот), значит настройки выполнены правильно. Таким же образом можно выяснить наличие «мертвых зон», когда взгляд в зеркало не дает полной уверенности в отсутствии других участников движения сзади или сбоку. Для борьбы с «мертвыми зонами» мы рекомендуем смотреть в зеркала, немного наклонив тело к рулевому колесу и тем самым увеличивая угол обзора.
Если сигналят
Как реагировать, если водитель сзади начинает тебе сигналить, требуя уступить дорогу, а отъехать в сторону нет возможности?
Если отъехать в сторону не представляется возможным, продолжайте движение по своей полосе. Но как только такая возможность появилась, лучше уступить дорогу. Если вам сигналят, не следует включать «аварийку», останавливаться или жестикулировать. Помните, что на дороге главное – это культура вождения. У человека, который просит его пропустить, действительно могут быть срочные дела – скажем, жена рожает. Чтобы попусту не злиться на водителя, который вам сигналит, можно использовать простой прием: представьте, что за рулем того автомобиля человек, которого вы уважаете – мать, отец, друг, начальник. Тогда гнев трансформируется в желание помочь, и ситуация быстро разрешится.
Анекдот в тему: Девушка за рулем автомобиля остановилась в потоке машин. Ей сигналят. Она заглушает двигатель, включает «аварийку», поднимает «ручник», вынимает ключи из замка зажигания, выходит из машины, подходит к сигналящему автомобилю и обращается к водителю: «Здравствуйте, у меня там что-то с машиной случилось. Вы не посмотрите? А я вместо вас пока тут посигналю».
Если слепят фарами
Как избежать ослепления светом встречных автомобилей?
Тут несколько рекомендаций. Первая – старайтесь не смотреть на фары встречных автомобилей. Кроме того, нужно ориентировать свой автомобиль, делая привязку к правой стороне проезжей части (обочине или линии разметки справа). Если ослепление все-таки происходит – закройте левый глаз. Правый при этом подвергнется ослеплению. В соответствии с ПДД снижайте скорость, включайте «аварийку», причем не меняя направления движения, и останавливаетесь. Для чего закрывать левый глаз? Ослепленный зрачок будет восстанавливаться, то есть расширяться, 7-8 секунд. Если второй глаз не ослеплен, то общее восстановление зрения происходит на 30–50% быстрее.
Как поворачивать
На какой скорости и передаче входить в поворот?
Повороты бывают очень разными по крутизне. Поэтому скорость и передачу нужно выбирать по ситуации. Общий принцип такой – чем круче поворот, тем ниже скорость и передача. Любой поворот можно условно разделить на три сектора. В первом, еще до того как вы начали крутить руль, нужно сбросить скорость (1) (например, в городе при движении со скоростью 60 км/ч – ориентировочно до 40 км/ч) и включить пониженную передачу (третью). Во втором секторе, когда автомобиль проходит поворот, то есть руль находится в повернутом состоянии (2), двигайтесь на равномерной скорости. На выходе из поворота – в третьем секторе, когда вы начинаете крутить руль в обратную сторону (3), выпрямляя колеса, нужно придать автомобилю ускорение до прежних 60 км/ч.
Паркуемся возле бровки
Как узнать, насколько близко вы подъехали к бровке, не выходя при этом из автомобиля?
Есть один простой прием. Подъедьте к тротуару, остановитесь, и, сидя ровно, постарайтесь отметить, где часть бровки, которая видна в лобовое стекло, визуально пересекается с какой-либо частью автомобиля – например с выступом дворника или изгибом капота. Затем выйдите из машины. Если стоите далеко, подъедьте ближе к тротуару и снова отметьте, насколько бровка «сместилась» относительно выбранного визуально элемента автомобиля. Запомните ту «точку соприкосновения», при которой машина стоит достаточно близко к бровке. И в следующий раз вы благодаря этой точке сможете остановиться на идеальном расстоянии от тротуара. Конечно, данное правило действует при условии, что бровка прямая, а вы ездите на одном и том же автомобиле.
Едем в гору
С какой оптимальной скоростью и на какой передаче подниматься и спускаться с горы?
В данном случае сложно назвать конкретные цифры. Выбор передачи осуществляется исходя из скорости на спуске или подъеме. Но общий алгоритм таков – передача на спуске или подъеме должна быть на одну ступень ниже, чем при движении на той же скорости по ровной дороге. Например, если вы движетесь на спуске со скоростью 80–90 км/ч, нужно включить четвертую передачу, 40–60 км/ч – третью, ниже 40 км/ч – вторую. Уже на скорости в 20 км/ч и на спусках и подъемах, особенно крутых, можно включать 1-ю передачу. Включение пониженной передачи дает эффект подтормаживания двигателем. Передачу нужно выбирать с учетом скорости потока автомобилей, в котором вы едете, и знаков, ограничивающих скорость. На спуске ни в коем случае нельзя выключать передачу и ехать на «нейтрали».
Автор: Светлана Скрипка