Езда в дождь, лужи и аквапланирование

Дождь, лужи и аквапланированиеДождь на дороге приносит с собой различные трудности, от мелких до серьезных.

Уменьшается видимость. Ухудшается обзорность из-за капель на стеклах и зеркалах снаружи автомобиля и запотевания стекол изнутри.

В начальной фазе дождя резко снижается коэффициент сцепления колес с дорогой. Когда дождь только начинается, он не смывает, а лишь скатывает в шарики дорожную пыль вместе с мельчайшими камушками, частицами резины от покрышек и т.п., превращая эту смесь в отличную смазку.

Увеличивается опасность заносов и сносов осей автомобиля, возрастает тормозной путь.

Появляется опасность аквапланирования, т.е. исчезновения пятна контакта шин с дорогой из-за прослойки воды и, как следствие, потери сцепления колес с дорогой. Аквапланирование обычно проявляется при езде по залитому водой асфальту на скорости свыше 60 км/ч или при торможении юзом даже по неглубокой пленке воды и нередко приводит практически к полной потере управляемости.

Главными факторами, определяющими скорость, на которой возникает этот эффект, являются глубина лужи, вес автомобиля, тип резины, ширина покрышек (чем больше, тем лучше) и степень износа резины.

Обычные покрышки при большой скорости не успевают выдавливать из-под себя воду. В результате автомобиль скользит по тонкому слою водяной пленки, как по льду. В дождевых шинах на протекторах прорезаются специальные каналы, по которым вода удаляется из зоны контакта с дорогой, в результате чего обеспечивается хорошее сцепление с дорогой. Кроме того, на протекторе имеется сеть поперечных канавок с изменяемым углом наклона, что позволяет еще более эффективно удалять воду. На сухом шоссе аквашины ведут себя как обычные универсальные покрышки.

При торможении юзом колесо перестает вращаться и отвод воды резко снижается. «Подлость» аквапланирования заключается не столько в потере управляемости, сколько в том, что, водитель по привычке пытается бороться с заносом и скорректировать траекторию «плывущей» машины. Однако, делать это бессмысленно из-за отсутствия сцепления с дорогой. Кроме того, выезд из лужи на вывернутых вбок колесах закончится резким и быстрым заносом, но теперь уже при высоком коэффициенте сцепления. Справиться с таким заносом будет под силу далеко не каждому водителю и самым вероятным окончанием станет опрокидывание. Причём зачастую процесс аквапланирования заканчивается раньше, чем визуально закончится лужа, поскольку на глубокой воде происходит весьма существенное замедление, акселератор уже отпущен, вес смещается к передним колёсам.

Попадание в лужу на скорости одной стороной автомобиля чревато резким ударом по колесам, который тут же передается на руль. Это может привести к частичной потере управляемости и к вырыванию руля из рук, а возможно, и к травмам пальцев и кисти.

Проезд через глубокую лужу опасен наездом на канализационные люки, ямы, гвозди и прочие неприятности, а также попаданием воды на систему зажигания и последующем заглушением двигателя. Даже при успешном «форсировании» вода с грязью может попасть в карданные и рулевые шарниры, ШРУСы, задний мост, внутрь дверей и порогов.

Дождь ухудшает сцепление колес с дорогой и снижает видимость, а следовательно, и способность водителей адекватно оценивать расстояние. Если вам приходится пользоваться автомобилем независимо от погоды, следует запомнить, что техника вождения в дождь в корне отличается от обычной.

Вот несколько советов.

• В первые пару часов после начала дождя будьте особенно внимательны. В сухую погоду дорога покрывается пленкой из пыли и масла, вытекшего из автомобилей, проезжающих по ней. Они высыхают, а когда начинается дождь, снова размокают, делая покрытие чрезвычайно скользким. Если дождь сильный, то через несколько часов он смывает с дороги всю накопившуюся на ней грязь, и вождение становится не таким опасным.

• Если вам надо успеть куда-нибудь вовремя, а на улице льет как из ведра, лучше выехать заранее. Учтите, что скорость автомобильного потока в дождь в среднем составляет 40–50 км/ч.

• Если нужно остановиться, в дождливую погоду нужно начинать тормозить гораздо раньше, и на тормоз нажимать плавно. Раннее торможение позволит водителю, едущему за вами, увидеть, что вы собираетесь остановиться, и тоже сбросить скорость.

• В дождь не пользуйтесь круиз-контролем. Во многих моделях автомобилей он не адаптирован под сырую погоду, поэтому если его включить, машина станет вести себя, будто дорога сухая, а это недопустимо.

• Старайтесь объезжать большие лужи. В них могут быть открытые канализационные люки, булыжники или вязкая грязь, застряв в которой, будет очень трудно выбраться.

• Не проезжайте по луже на большой скорости – сделав это, можете залить зажигание, и тогда ваше путешествие займет гораздо больше времени.

• В дождь необходимо передвигаться с зажженными фарами. Но помните, что дальний свет для этих целей не подойдет – он будет отражаться от капель дождя и слепить вас. В дождь идеально подходят противотуманные фары.

• Если ливень настолько силен, что вы теряете из виду едущую перед вами машину, возможно, стоит припарковаться и переждать непогоду.

• Если у вас небольшой опыт вождения в дождь, постарайтесь пристроиться за каким-нибудь автомобилем, едущим в том же направлении, что и вы, и пусть он будет вам «поводырем».

• В дождь лучше держаться подальше от автобусов и грузовиков. Из-под их больших колес в дождливую погоду обычно летит много грязи, которая, попав к вам на лобовое стекло, может полностью лишить обзора.

• Если чувствуете, что ваш автомобиль начинает нести, не нужно делать резких движений – жать на педаль тормоза или судорожно выкручивать руль. Машину может закрутить. Просто уберите ногу с педали газа и медленно надавите на тормоз.

• Не выезжайте в дождь, если у вас не работают дворники. Без них видимость будет равна нулю.Дождь, лужи и аквапланирование

• При первых же каплях дождя снижайте скорость, усильте осторожность и избегайте резких маневров.

• В ливень обязательно включите ближний свет — так другим водителям будет легче разглядеть вашу машину.

• Приближаясь к попутным и встречным автомобилям, заранее включайте рычаг управления щетками стеклоочистителей, чтобы не ослепнуть на пару секунд от потока мутной воды на лобовом стекле.

• Прогнозируйте возможность аквапланирования. Появились сомнения в управляемости на мокрой дороге — снижайте скорость. Вспомните о том, насколько изношены передние колёса.

• Наблюдайте за поведением впереди идущих автомобилей. Минимальное их «рысканье» — снижайте скорость. Не стоит при этом брать в расчёт скорость обгоняющих вас автомобилей: у них может стоять резина с лучшим водоотводом, их автомобиль может быть тяжелее Вашего, им может управлять водитель, переоценивающий свои возможности контроля.

• Перед лужей лучше отпустить акселератор.

• Влетать в лужу лучше заранее придав автомобилю нужное направление. Если лужа лежит на повороте проходить его следует «двойным входом": первоначальный поворот до лужи, затем руль прямо и проезд лужи по прямой, затем вторичный поворот руля после прохода лужи.

• Попав в лужу (чувствуется по легкости руля), резко не тормозите, не прибавляйте газ и не рулите. Когда машина влетает в глубокую лужу обоими передними колесами, ее рывком осаживает назад. Твёрдо держите руль обеими руками, слегка разведя локти в стороны-вверх и будьте готовы к рывкам в сторону.

• Потеряв контакт с дорогой, не выворачивайте руль слишком круто, даже если очень хочется; ожидайте внезапного прекращения аквапланирования.

• Реагируйте на рывки автомобиля быстрыми, но «скупыми» движениями руля. Если аквапланирование все же привело к заносу/сносу — действуйте после выезда из лужи как обычно (на гололеде).

• На переднеприводном автомобиле можно дополнительно прибавить газ — ведущие и управляемые колеса за счет более быстрого вращения будут лучше отводить воду и контакт восстановится.

• После проезда луж периодически «подсушивайте» тормоза легким нажатием левой ногой.

• Если есть возможность объехать лужу, лучше ею воспользоваться.

• Если принято решение переправиться через глубокую лужу, обязательно проведите разведку. Лучше всего подождать другую легковую машину и пройти по ее колее, но не раньше чем она выберется на берег и волны от нее успокоятся. Небольшие лужи пропускайте между колесами.

• Если вода попадет на вентилятор и зальет систему зажигания, подождите несколько минут и попробуйте завестись — скорее всего вода успеет испариться на горячем моторе. Если не помогло, выезжайте «на стартере» вперед или назад (куда ближе) и сушитесь уже на берегу. Не пытайтесь проскочить глубокую лужу на быстром ходу — поднявшаяся волна зальет двигатель. Спокойно двигайтесь на первой передаче и не переключайте ее — в момент сброса газа воду может засосать в выхлопную трубу.

Источник: http://www.virtuoz.ua/



Технические характеристики покрышек при торможении, вхождении поворот на мокром асфальте (нажать для увеличения)

Дождь, лужи и аквапланирование, шины, покрышки, тесты
Дождь, лужи и аквапланирование, шины, покрышки, тесты
Дождь, лужи и аквапланирование, шины, покрышки, тесты
нажать для увеличения

Источник: тест покрышек здесь

Новости мотострингеров


Банковские истории ® Банковские истории ®
http://bank-stories.blogspot.com/
Карта путешественника ®Карта путешественника ®
http://russo-tourism.blogspot.com/
Всё про Киев, маршруты, достопримечательностиВсе про Киев (Киев-Weekend):
http://kiyv.blogspot.com/
Weapon & Security, Оружие и безопасность, МКПС, ICPSОружие & Безопасность ®
http://psm-r.blogspot.com/

Как Вы считаете, для того чтобы безаварийно ездить, важнее всего: