Психология вождения

Нет, не стать мне Шумахером! На капоте снова царапины, на стекло кто-то прилепил наклейку "Паркуюсь, как идиот"... Как перестать беспокоиться и начать ездить?

Человек за рулем - совершенно особенное существо, отличающееся от пешехода, как зебра от морской свинки. О том, что и как влияет на поведение водителя и можно ли научиться бесстрессовой езде, рассказывает Алексей КОЛОНТАЙ, автор методики "Интеллектуальная технология тренингов водителей по предотвращению аварий при управлении автомобилем в особо сложных условиях движения", руководитель Центра контраварийной подготовки водителей "Мастер-Класс" (www.m-class.ru).

СИНДРОМ СТРАУСА
- Есть ли люди, которые в принципе не способны водить машину?
- Нет таких. Есть те, кого плохо учили, или просто закомплексованные и недостаточно мотивированные. Чаще всего неуверенность в своих силах появляется под влиянием заваленных экзаменов в автошколе или родственников-критиканов, уже имеющих права.

Традиционно считается, что если у человека большой стаж вождения, то он авторитет, истина в последней инстанции. А это совсем не так. Вполне может быть, что вы вскоре будете водить лучше опытного дядюшки.
- В чем основная сложность вождения? Почему оно порой так трудно дается?
- Тяжело перестраивать мышление. Пешеход передвигается со скоростью 5 км в час, поэтому когда на пути возникает помеха, у него есть время, чтобы принять решение. Когда едешь со скоростью 60 км в час, времени на "подумать" практически нет. Реакции должна быть мгновенной.
- Вот-вот! И как избавиться от навязчивого страха, что ошибусь, не справлюсь, запаникую?..
- В сложных ситуациях новичка действительно может "переклинить" -он на время словно выпадает из реальности. Есть даже термин такой - "двигательный шок". И тут человека не за что осуждать - это
естественное для него поведение: в момент опасности хочется, как страус, сун голову в песок, самоустраниться от происходящего, а там будь что будет! При этом в 9 из 10 таких случаев от водителя требуется совершенно обратное - активные движения.
Но всему можно научиться. Есть целый комплекс тренингов, позволяющих в безопасных условиях отработать навыки, которые пригодятся в экстраординарных ситуациях. Для этого нужны специальные автодромы площадью не меньше 300 на 150 м и занятия в группах, которые помогают смоделировать реальные взаимоотношения на дороге. Учащиеся тренируют скорость реакции, учатся оценивать и прогнозировать дорожную ситуацию и в результате приобретают ту самую уверенность, которая позволит не терять ясности рассудка в любой обстановке.

ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ
- Какая тут ясность рассудка, когда вокруг такие страсти - все гудят, мигают фарами, крутят пальцем у виска - словом, всячески дают понять, что ты не водитель, а недоразумение...
- Новичку всегда тяжело. Когда он оказывается один на дороге среди сотен автомобилей, без инструктора с его волшебными запасными педалями, это становится настоящим шоком. От него требуется все и сразу - держать под контролем дорогу, управлять машиной... Это очень сложно, особенно когда самые простые движения еще не доведены до автоматизма и отнимают массу физических и душевных сил. Неуверенный водитель - это просто комок нервов. А ведь по статистике, достаточно всего 10 секунд напряженного состояния, чтобы на 40% подскочил риск аварийной ситуации. После 35 секунд такая вероятность увеличивается вдвое!
- И как это лечить?
- Только практикой. И не на городских улицах, где каждый день как на войне, а все на том же автодроме, в своей собственной машине, под чутким руководством тренера - но без запасных педалей! На самом деле новичку, у которого голова кругом, достаточно знать основную вещь: впереди идущий автомобиль - потенциальная опасность, сзади - потенциальный агрессор. Все.

ШВЕЦЫ И ТОРОПЫГИ
- А как быть с хамами на дороге? Как реагировать на их выходки?
- Да никак не реагировать. Не поддаваться на провокации. Уяснить, что это он не вам сигналит и фарами светит, а сам себе - пытаясь самоутвердиться. Выполняйте свою задачу так, как умеете. Неуверенный в себе водитель под чужим прессингом начинает метаться, пытаясь выполнить маневр, к которому не готов. Более чем вероятный результат - битая машина и огромный стресс. Оно вам надо? С другой стороны, игнорировать "неадекватов" нельзя: их действия непредсказуемы, а потому они представляют потенциальный источник опасности. Создавайте вокруг себя собственный круг общения. Видите в зеркала машину, "вышивающую" по рядам, истошно мигающую и сигналящую - пропустите, пусть себе едет! Рядом с вами останутся те, с кем ехать комфортно. Отношения на дороге те же, что и в обычной жизни. Вы ведь постараетесь перейти на другую сторону улицы, заметив подвыпившего громилу? Здесь все то же самое.
- Известно, что безопаснее всего передвигаться по дороге со скоростью потока. Но эта скорость часто слишком высока для меня!
- Без угрызений совести занимайте среднюю полосу дороги, где вас без проблем объедут те, кому надо, и создавайте свой собственный поток. Поток, который едет по вашим правилам и с комфортной для вас скоростью. Будьте уверены: найдется не один водитель, который к вам пристроится!

ИЗ ДАМОК В ВОДИТЕЛИ
- Чем женский стиль вождения отличается от мужского? - Нет такого понятия - "женский стиль". Есть водители хорошие и плохие, вне зависимости от половой принадлежности. Бывают, конечно, дамы, которые сами провоцируют такие разговоры: увешивают машину тендерными наклейками и рассчитывают на то, что "туфля" на стекле даст им преимущества на дороге... Ошибаются в своих надеждах и жалуются потом - мол, обижают, потому что я женщина! - Неужели у женщин вообще нет никаких особенностей в езде?
- Есть, разумеется. Во-первых, они очень эмоциональны и склонны к самоедству. Поэтому надо приучать себя: никакого разбора полетов за рулем! Сделали ошибку - исправьте ее и не думайте больше об этом. Вот доберетесь до места назначения, нальете кофе и обсудите все с подругами. Но не раньше. Во-вторых, женский способ мышления "многоканальный", то есть дамы одновременно пытаются думать сразу в нескольких направлениях. Часто эта особенность мешает им выбрать и решить главную проблему на дороге. Мужчины, в отличие от женщин, разбираются с проблемами по мере их поступления, и в этом им стоит подражать.

МУЛЯ, НЕ НЕРВИРУЙ МЕНЯ!
- Как подумаю о ежедневном стоянии в пробках, так сердце биение начинается. С этими автомобильными стрессами, пожалуй, до пенсии не дотянешь!
- Ваша задача - достичь просветления и превратиться из нервного задерганного водителя в спокойного участника движения.
- Типичная ситуация: машины стоят в пробке на светофоре. Водитель опаздывает на планерку, в красках представляет, что именно ему сейчас скажет начальник, злится все сильнее, пульс подскакивает до 200 ударов в минуту... Тут загорается вожделенный зеленый, он, бурля адреналином, резко жмет на газ -и влетает во впередистоящее авто. И ведь сам себя накрутил! Вместо того чтобы выехать заранее, рассчитать пути объезда или, в конце концов, позвонить на работу и предупредить, что задерживается.
Еще одно правило - не ввязываться в ссоры. Знаете, у авиаторов перед ответственными вылетами принято устраивать собрание женсовета. Начальство вызывает к себе жен летчиков и напоминает: никаких ссор с мужьями накануне полетов! Никаких бытовых разборок и выяснений отношений! Потому что человек на взводе теряет способность контролировать происходящее и принимать взвешенные решения.
- Значит, правильная жена провожает мужа на работу поцелуем и не пилит за не вынесенный на кануне мусор?
- Именно. По данным зарубежной статистики, в 80% серьезных аварий на дороге водитель не больше чем за 6 часов до нее попадал в конфликтную ситуацию. А хуже всего - скандалить с человеком, который ведет машину.
- А если все же попали в нервную ситуацию? Пот по спине, руки трясутся...
- Съезжайте на обочину, остановитесь и дайте выход адреналину
- обхватите себя руками, напрягите все мышцы тела и сделайте.лару резких выдохов. Если есть возможность, выйдите из машины, походите, подышите, успокойтесь.
Только после этого можно ехать дальше.
И не накручивайте себя! Вас подрезали? Не спешите злиться -мол, обидеть хотел, подлец! Может быть, человек фатально опаздывал или просто расстроен и не слишком понимает, что делает? Толерантность - наше все на дорогах, главный залог того, что вы без особых приключений доберетесь из пункта А в пункт Б.


Психотипы водителей

Новости мотострингеров


Банковские истории ® Банковские истории ®
http://bank-stories.blogspot.com/
Карта путешественника ®Карта путешественника ®
http://russo-tourism.blogspot.com/
Всё про Киев, маршруты, достопримечательностиВсе про Киев (Киев-Weekend):
http://kiyv.blogspot.com/
Weapon & Security, Оружие и безопасность, МКПС, ICPSОружие & Безопасность ®
http://psm-r.blogspot.com/

Как Вы считаете, для того чтобы безаварийно ездить, важнее всего: